Телефон горячей линии
круглосуточно – анонимно – бесплатно
+7 (495)989-50-50
Главная События Опасная психология

Опасная психология

(страница 1 из 2)

16 Декабря 2011

Сегодня в нашей стране остро стоит вопрос о качестве работы специалистов-психологов. На уровне федерального законодательства эта деятельность никак не регламентируется и не лицензируется, именно поэтому не существует никакой гарантии, что специалист, который оказывает психологическую помощь, является грамотным, квалифицированным и соблюдает этические нормы и принципы, принятые в профессии.

О том, какие шаги делает профессиональное психологическое сообщество для решения этих и других проблем в сфере психологии, рассказали на пресс-конференции в «РИА Новости» президент общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество", декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий ЗИНЧЕНКО, президент общественной организации "Общество психологов силовых структур", начальник кафедры психологии Военного Университета Александр КАРАЯНИ, председатель Общественного совета психологов силовых структур, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия ШОЙГУ.

Ответы на вопросы:

Каковы критерии подготовки специалистов-психологов в России и в мире? Есть ли существенные различия?

Добрый день. Я обучалась 6 лет психологии в одном из передовых вузов страны. Как и все мои однокурсники, которые хотели практиковать, после выпуска столкнулась с проблемой: есть хорошая теоретическая база, есть немного опыта психологического консультирования, но устроиться работать по профессии очень сложно. Адекватные работодатели хотят, чтобы у кандидата уже имелся практический опыт - минимум 3 года. Я понимаю, что это нормальное требование. Но так или иначе вузовский компонент обучения смещен в сторону теории, практику приходится набирать кое-где, по крупицам. Вузовского образование - это, несомненно, хорошо, но где набирать опыт консультирования реальных людей, без которого вообще немыслима работа консультанта? Где сейчас есть базы практики или нечто подобное, на которых молодой специалист может получить опыт? При определенной оплате труда, само собой.

Когда приходишь к психологу, например, перед приемом на работу, как понять, что он профессионал, а не купил диплом в переходе? Как доказать, что он плохо провел собеседование, а не ты дурак?

 

Юрий Зинченко:

510401287.jpg

Если говорить по поводу подготовки специалистов-психологов в России и в мире, то мы уже перешли с 1 сентября этого года на стандарты третьего поколения высшего профессионального образования. Психологи благодаря, в том числе, и нашим силовым ведомствам, отстояли право сохранить моноподготовку, и остаться на траектории специалитета. То есть сейчас существует три специальности в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, который позволяет получать пятилетнюю подготовку или пять с половиной лет в сфере психологии. Первое - это клиническая психология. Второе - психология служебной деятельности. Это тоже пятилетняя подготовка специалиста. И третье – это психолого-педагогическое направление, это педагогика и психология девиантного поведения. Вот эти три специалитета позволили сохранить моноподготовку. Что это означает? Мы помним, что у нас можно было получить бакалавра, потом перейти в магистратуру, сдав соответствующие экзамены и так далее. Так вот, Болонский процесс вывел из этого контекста медиков, когда Всемирная организация здравоохранения сказала, что за четыре года невозможно подготовить хирурга. Таким образом, медицинское образование первым было выведено из этой двухступенчатой системы и переведено в моноподготовку. Второе направление, которое в 2009 году Еврокомиссия тоже вывела из двухступенчатой системы, была, собственно, психология. Речь идет о том, что теперь чтобы в Европе получить степень магистра психологии или то, что мы называем специалистом, нужно не менее трех лет проучиться на психолога-бакалавра и не менее двух лет психолога-магистра. Фактически сейчас Еврокомиссия восстановила пятилетнее традиционное образование по психологии, что у нас всегда и было. Поэтому наши образовательные стандарты в области психологии не отстают, а по ряду специальностей даже и превосходят Европейские. Например, по клинической психологии у нас не просто пять лет, а пять с половиной лет – это новый стандарт, который мы приняли. Источниками стандартов в нашей стране являются два университета – Московский и Санкт-Петербургский, где разрешено самостоятельно устанавливать стандарты, по которым будет идти образование. И в Московском университете теперь специалист по клинической психологии, специалист по психологии служебной деятельности и специалист по педагогике и психологии девиантного поведения учится шесть лет. То есть теперь к стандарту, который был раньше пятилетним, добавляется год практики за счет супервизии. Это то, что было необходимо для европейского стандарта, и фактически мы внутри университета получаем уже возможность выхода на стандарт практического психолога. Речь идет о том, что в течение пяти лет человек получает базовое психологическое образование, затем в течение года попадает в некую такую психологическую ординатуру, интернатуру, как у врачей, только у психологов это называется супервизия. И в течение года под руководством опытного психолога молодой специалист постигает элементы практической деятельности. Таким образом, к шести годам обучения на факультете психологии он уже имеет возможность перейти в практическую деятельность. Это ответ на один из вопросов про то, что сложно сразу после обучения найти работу, потому что нет опыта практической деятельности, который требуют работодатели. Да, существует такая проблема при трудоустройстве, но теперь в новых стандартах она решена. Именно поэтому я могу говорить, что наш стандарт подготовки психологов превосходит даже европейские стандарты. Что касается, собственно, той двухступенчатой модели, которая существует сейчас параллельно со специалитетом в психологии, считаю, что она ущербна. Наш закон позволяет выучиться в течение четырех лет в любом вузе и получить диплом бакалавра, а потом прийти в магистратуру, например, по психологии, сдать туда экзамены и получить за три семестра статус магистра психологии. То есть фактически за три семестра - за полтора года, я могу стать магистром по психологии. С этим мы никак не могли согласиться, этого бы совсем не поняли ни наши европейские, ни американские, ни прочие коллеги, да и мы сами не понимаем, как это можно. Но, тем не менее, в соответствии с действующим законом о высшем послевузовском образовании в России такая схема возможна. Если такой непонятный бакалавр придет в МГУ или Санкт-Петербургский университет, то, скорее всего, он просто не сдаст экзамены. Но мы же знаем, что у нас в стране существует 400 факультетов психологии различного уровня качества преподавания. Поэтому можно прийти в коммерческий вуз и там по экономическим соображениям сдать эти вступительные экзамены в магистратуру, и дальше получить диплом магистра. Поэтому хочу подчеркнуть, что сегодня у нас существует два сценария получения психологического образования. Один - настоящий, который называется моноподготовка, где специалист все пять или шесть лет получает образование психолога с соответствующей практикой. И другой, который будет суррогатным, но закон позволяет, к сожалению, это делать. А теперь вопрос относительно работы психолога на собеседованиях, по результатам которого человеку отказано в трудоустройстве. Если это был немотивированный отказ, человеку не объяснили в чем дело, наверное, с точки зрения психолога это не очень корректно. Какое-то резюме удобное в этой ситуации нужно, конечно, дать, и в корректной форме, в приемлемой для респондента. Поэтому, может быть, здесь вопрос касается не того был ли компетентен психолог, а какие задачи перед ним стояли. Ни для кого не секрет, что психолог иногда используется, к сожалению, как разменная монета, когда с его помощью решают какие-то кадровые вопросы - не для того, чтобы он разобрался в истинных причинах, а для того, чтобы его руками кого-то уволить или не взять на работу. И это уже чуть-чуть другая ситуация.

Какими качествами должен обладать психолог, предназначенный для работы в МЧС?

Юлия Шойгу:

510400176.jpg

Спасибо за вопрос. Начнем с требований, которые касаются подготовки специалиста. Это, конечно, высшее психологическое образование. Как раз наиболее приветствуется та самая моноуровневая подготовка, о которой говорил Юрий Петрович, то есть это пять, пять с половиной или шесть лет непрерывного образования по специальности. На собеседовании всегда проверяется уровень теоретических знаний и практических умений специалиста, который претендует на эту работу, на эту должность. И не менее значимым, не менее важным является наличие определенных личностных качеств, которые позволяют человеку справляться с теми нагрузками, с которыми он неизбежно сталкивается в ходе выполнения профессиональных обязанностей. Это умение быстро принимать решение. Высокая стрессоустойчивость. Высокая ответственность. Высокая личная активная жизненная позиция. В целом, если говорить простым языком, то в целом к нам в службу приходят люди, которым не все равно, и которые умеют начатое дело доводить до конца. При этом особое внимание, хочу еще раз подчеркнуть, уделяется на хороший уровень знаний и умений по специальности. Хотелось бы даже немного вернуться к предыдущему вопросу. Есть такой миф о том, что на работу психологом принимают только после трех лет практики. И действительно совершенно непонятно, откуда же эти три года практики можно взять. А на опыте своей службы могу сказать, что при высоком уровне знаний, при хорошей подготовке мы принимаем, и даже зачастую предпочитаем брать людей после окончания института без опыта работы, для того чтобы не переучивать, чтобы можно было довольно быстро обучить тем технологиям, которые необходимы в нашей работе. В качестве такого примера, наверное, можно привести следующий. В Московском Государственном Университете есть такая специализация "Психология безопасности" в подготовке студентов, по которой участвуют наши специалисты. Состоялось уже два выпуска, и половина из этих выпускников пришли работать к нам психологическую службу МЧС России

Чем должен отличаться психолог, работающий в силовых структурах от "гражданского" психолога?

Александр Караяни:

510414144.jpg

Вопрос интересный, спасибо. Наверное, главное, чем он должен отличаться - это универсальностью подготовки. Дело в том, что гражданские психологи, как правило, ориентируются все-таки на преимущественное выполнение какой-то одной, центральной задачи. Или она относится к области психодиагностики, или психологического консультирования, или психологической профилактики и реабилитации. Психолог силового ведомства должен быть готов к решению всех этих задач. Возьмем в качестве примера психолога Вооруженных Сил. Он предназначен для решения следующих задач. Первое - психологическое изучение индивидуальных качеств военнослужащих и оценка их соответствия требованиям той профессии, специальности, на которую он предназначен. Второе – изучение социально-психологических явлений в воинских коллективах, негативных явлений, их профилактика. Третье – оказание помощи или консультирование командира по повышению эффективности управления воинскими подразделениями. Им осуществляется психологическая подготовка, прежде всего специалистов, к решению задачи в экстремальных условиях, в ходе выполнения задач экстремального профиля – это оказание психологической поддержки и помощи военнослужащим, а также гражданскому населению. И, наконец, после завершения выполнения задачи в экстремальных условиях перед психологом встает задача по социально-психологической реадаптация, то есть - это мягкое психологическое возвращение участников этой экстремальной деятельности в обычную мирную среду. Каждая из этих задач достойна своего психолога, силовой психолог выполняет или должен, по крайней мере, уметь выполнять их все. Это первая особенность. Вторая особенность, наверное, это касается не всех силовых ведомств, она связана с особенностями, со спецификой взаимоотношений между психологом и начальствующим составом. Там создается такое двойственное положение. С одной стороны психолог обязан выполнять этические нормы профессии, а с другой стороны он подчиненный того или иного командира. А в целом, конечно, мы руководствуемся теми же принципами, теми же, скажем так, правилами, которые определены для психолога вообще. Скажу еще одно отличие, которое мы любим подчеркивать, но не всегда с нами соглашаются гражданские психологи. Речь идет о том, что если гражданский психолог все-таки привык работать в определенных условиях обстановки кабинета, то психологи силовых ведомств работают и в воронках от снарядов, и там, где кипит народное горе и так далее. Они же и сами рискуют, и сами боятся, психически здоровые люди бесстрашными не бывают. И они иногда боятся не меньше, а иногда, может быть, и больше тех, кто уже имеет боевой опыт. А наряду с этим, как и военный врач, силовой психолог должен еще выполнять задачу по оказанию психологической помощи. Вот этим он тоже отличается от гражданских, от обычных психологов. Спасибо.

 

Версия страницы:


Страницы


Карта
Подписка на новости
Кликните чтобы обновить

Войти в личный кабинет
Восстановление пароля
Задать вопрос

Вопросы к психологу

Чат с консультантом
Собеседник: Загрузка ...
Данные пользователя
Список статей